Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Воспитательная работа » Внеклассные мероприятия

Классный час "Как избавиться от сквернословия"

Педагогическая мастерская

«Как избавиться от сквернословия?»

 

Классный руководитель

МБОУ г. Кургана «Центр образования»

Татьяна Геннадьевна Маслова

г. Курган, 2017

 

Педагогическая мастерская

«Как избавиться от сквернословия?»

 

Цель:

Формировать у учащихся отрицательное отношение к вредным привычкам, способствовать личному успеху обогащению внутреннего мира, становлению и развитию, активной жизненной позиции.

Задачи:

- Воспитывать отрицательное отношение к порокам человечества.

- Побуждать к нравственному самосовершенствованию.

- Познакомить учащихся с кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации.

 

Оборудование:

Доска с оформлением: а) тема, эпиграфы; б) рифмы для антирекламы (мат - ад, брат, богат, девчат, дрожат, ушат, небогат, глуповат, слабоват, концентрат, материться - добиться, злиться, больница, лечиться)

Рабочие листы.

 

Ход мастерской

1.Индукция. (Введение)

2. Самоконструкция. (Задания № 1-3)

3. Социоконструкция. (Задания № 4)

4. Социализация. (Задания № 5)

5. Афиширование. (Задания № 6)

6. Рефлексия. (Подведение итогов)

 

Нет ничего заразнее слова. Восточная мудрость

От гнилого сердца и гнилые слова. Русская пословица

 

ИНДУКЦИЯ. (1 этап)

Классный руководитель.

I. В книге С.С. Орбелиани “Мудрость вымысла” в одной притче говорится, что охотник пригласил друга – медведя. Хозяйке не понравился дух медведя, и она об этом сказала вслух, медведь обиделся, ушёл. Прошло время, он встречает охотника и говорит: “Ударь топором по голове, чтоб рана была”. Как не отнекивался охотник, его друг настоял на своём, и охотник нанёс удар медведю, сделалась рана. Прошло время, встречает медведь охотника в лесу и говорит: “Посмотри – рана, которую нанёс ты мне, зажила, а рана от слов твоей жены – до сих пор саднит мне сердце”.

Вопрос: На какие размышления наталкивает нас эта притча?

(размышления ребят)

Одним из неприятных моментов нашей жизни стало «сквернословие» (мат). Если раньше мат использовали преступники, пьяницы и другие опустившиеся лица, то теперь мат все глубже проникает во все слои общества.

Однажды ученый Петр Гаряев сказал: "Любое произнесенное слово - это не что иное, как генетическая программа, которая меняет вашу жизнь. Иногда слово срабатывает, вызывая рак или, наоборот, устраняя болезнь".

Презентация Эмото Масару. Любовь и вода. (Приложение 1)

Вместе с коллегами ученые в лаборатории провели эксперимент: поливали зерна пшеницы разной водой: одна вода слышала только ругательные слова, а другая  - только молитвы. В результате семена, которые поливали первой водой, всходили лишь в 49 случаях из 100. Те же, что поливали водой, заговоренной молитвами, прорастали в 96 случаях. Если над стаканом воды прочитать молитву или выругаться, а потом выпить, то эффект от этой воды будет прямо пропорционален позитивной или соответственно негативной энергии. Все это еще раз доказывает воздействие сквернословия на здоровье человека и окружающих. П. Гаряев в лаборатории провёл не один эксперимент, доказывающий, что мат – это убийца. На  стол поставили пышное растение и постоянно ругали его «трёхэтажно». Через неделю куст погиб, даже почернел. Точно такой же опыт проделали со стаканом воды, так отравили собаку. Сдохла!

И Наука, и Религия дружно утверждают: мы в этом мире не одни, есть и другие формы жизни, невидимые, но вездесущие. Есть добрые, есть и злобные.  Эти вот питаются энергией человека. Особенно «прилипают» к наркоманам, алкоголикам, сквернословам. В одной молитве есть слова: «Огради меня, Господи, от врагов видимых и невидимых...».    Эти «невидимые» имеют свои имена – это мат. Когда человек произносит брань, он призывает эту нечисть, а она спешит «присосаться» к его энергии и не отстает, пока не вытянет все  постепенно. И человек заболевает, и начинает гнить в буквальном смысле.

Наши деды, прошедшие Великую Отечественную, рассказывают потрясающие вещи. «Наша рота после одного страшного боя решила: никто из нас больше не скажет ни одного бранного слова... А потом, когда мы все после одного, второго, третьего боя вышли живые или легко раненные, поняли, что нас спасло, кто нас хранил», - рассказывает ветеран В.Полевской. И это не один пример. Словом человека можно убить вообще, «поганым» словом человек обрекает себя и близких на гниение заживо!

Вопрос: Как же избавиться от сквернословия?  Это вопрос,  на который мы с вами должны сегодня ответить. Это и есть цель нашего мероприятия.

С чего же начать…  не говорить плохих слов самому. Не нужно бояться быть "белой вороной". Сказать  себе: "Все,  пусть говорят, а я не буду!". Конечно, для этого требуется мужество. Скорее всего, над вами будут смеяться, подтрунивать, шутить: "Ах, ты не пьешь? До сих пор не куришь: Не ругаешься?". Важно попробовать  устоять в такой ситуации.

 

Я предлагаю вам потренироваться,  выполнить несколько заданий.

Работаем в рабочих листах. (Приложение 2)

 

САМОКОНСТРУКЦИЯ (2 этап)

Задание  № 1. (Ситуации)

Вот вам первый маленький тренинг.

Придумайте ответы, которые вы используете в следующих ситуациях:

- Что ты мудришь? Ты что, не мужик что ли?

- Говорить по-русски разучился?

- Ты нас не уважаешь! Мы с тобой, как свои, а ты что? Презираешь нас?

- Что с тобой сегодня? Как воды в рот набрал.

 

Есть одна притча о том, как отучиться сквернословить.

Одна женщина пришла к бабке и говорит: "Вот у меня страшно-страшно злой муж. Помоги мне избавиться от его матерщины". Бабка была мудрая. Она дала женщине две бутылки воды и говорит: "Когда придешь домой, и муж начнет устраивать скандалы, набери в рот воды и молчи, пока он не успокоится. Как две бутылки закончатся, приходи, я тебе еще дам". Когда эти две бутылки закончились, пришла женщина к бабке, а та ее спрашивает:  "Ну, как? ". Женщина отвечает: "Не поверишь, он уже наполовину перестал ругаться". Тогда бабка говорит: "Вот тебе еще водичка, глядишь, он совсем перестанет ругаться".

 

Задание № 2. (Беседа)

Классный руководитель.

- Как вы думаете существует ли закон, который наказывал бы людей за использование в своей речи нецензурной брани?

Публичное произнесение нецензурной брани приравнивается к мелкому хулиганству, ответственность за которое предусмотрена статьей 20.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации. Это явное неуважение к обществу, и влечет за собой наложение административного штрафа в размере от 500 до 1000 рублей или административный арест на срок до 15 суток. Те же действия, сопряженные с неповиновением законному требованию представителя власти либо иного лица, исполняющего обязанности по охране общественного порядка или пресекающего нарушение общественного порядка, влекут наложение административного штрафа в размере от 1000 до 2500 рублей или административный арест на срок до 15 суток. Использование нецензурной лексики может быть расценено как оскорбление человека, т.е. унижение его чести и достоинства, выраженное в неприличной форме, при условии, что нет сомнений в том, что речь идет именно о нем.

А знаете, что сквернословие на Руси до середины 19 века не только не было распространено даже в деревне, а если и где-то было, то являлось уголовно наказуемым. А во времена Алексея Михайловича выматерившегося человека подвергали публичной порке.

 

Попробуйте поговорить с людьми вежливо, исполняя закон, находясь в следующих ситуациях:

- Люди, сидящие сзади вас в кинотеатре, мешают вам громким разговором.

- Вам продали несвежий продукт (скисшее молоко).

- Кто-то почистил зубы вашей зубной щеткой.

- Кто-то грубо обругал вас в автобусной давке.

 

Задание № 3.

М. Матусовский

Есть слова пострашнее, чем порох,

Чем снаряд над окопными рвами

Я советую людям при ссорах

Осторожнее быть со словами.

Мир устроен на этой основе,

И достаточно, в общем, серьёзно:

О любом опрометчивом слове

Пожалеете рано иль поздно

Вы к словам проявляйте терпение,

Не берите в расчёт кривотолков.

Ведь от них остаются раненья,

Как от мелких, но острых осколков.

 

Как вы поняли это стихотворение? Обсудите в группе.

 

СОЦИОКОНСТРУКЦИЯ (3 этап)

Задание № 1 (Составление памятки)

Нынешняя эпидемия мата - это угроза национальной безопасности России. Представьте себе, что президент России поручил нам составить указ для молодежи «Как избавиться от сквернословия?».

Какие бы пункты вы включили в эту памятку? Психологи утверждают, что достаточно четырех: (учащиеся выбирают, добавляют свое, придумывают сами)

- перестать ругаться самому, выработать отвращение и брезгливость к сквернословию;

-избегать общения с людьми, которые употребляют нецензурные слова;

 -читать русскую классическую литературу; запоминать стихотворения, афоризмы.

-повышать общий уровень грамотности и культуры.

-воспитывать любви к людям.

-ужесточить законы, штрафы, цензуру.

-пропагандировать здоровый образ жизни.

-делать замечания друг другу.

 

СОЦИАЛИЗАЦИЯ (4 этап)

Задание № 1 (антиреклама)

Классный руководитель.

Активисты  акции «Против сквернословия» - студенты, журналисты - придумали остроумные лозунги. Это своеобразная антиреклама мата. Например:

-Чтобы в жизни состояться, матом лучше не ругать!

- Матюгайся почаще, и будет тебе несчастье!

- Наше условие - долой сквернословие!

Смогли бы и вы придумать такие лозунги? В качестве подсказки можете использовать рифмы, написанные на доске. (Дети выполняют задание, читают свои лозунги.)

Примерные варианты лозунгов:

- Кто использует мат, тот умишком небогат (тот немного глуповат).

- Мат - это помоев ушат.

- Мат - дорога в ад.

- Мат уродует девчат.

- Хочешь успеха в жизни добиться - книжки читай, прекращай материться!

- Сколько будешь материться, столько будешь и лечится!

- Мат - это ядов концентрат!

- В классе мы найдем управу на словесную отраву!

- Мат, ребята, не забава, а словесная отрава!

 

АФИШИРОВАНИЕ (5 этап)

Задание № 1.

Игра «Эстафета добрых слов».

Обращение к словам эпиграфа…

Еще в древности люди заметили, что добрые, спокойные, утешительные слова могут поднять настроение, вернуть человеку уверенность в себе, укрепить его. Давайте проверим это утверждение. Предлагаю игру «Эстафета добрых слов». Начиная с меня, каждый по цепочке должен передать соседу какое-нибудь доброе слово, не забыв при этом назвать соседа по имени. Ведь имя человека - это тоже очень хорошее и доброе слово.

Запишите это выражение в рабочий лист.

(Дети выполняют задание.)

Классный руководитель. Мне кажется, у нас в классе стало, как будто немного теплее. А если бы такие слова звучали каждый день!

 

РЕФЛЕКСИЯ (6 этап)

Классный руководитель. Сейчас в России много трудностей и проблем. Наша страна богата природными ресурсами, народ наш талантлив и образован, но все-таки живем мы хуже других стран. Стремительно растет наркомания, токсикомания, алкоголизм и курение. И это сопровождается повальной эпидемией сквернословия. Так может быть, нужно прислушаться к древней библейской мудрости, которая гласит: «Если тебя преследуют неудачи, наведи порядок в своей голове». Порядок в мыслях приведет к порядку в словах, а доброе слово очистит и тело от болезней и вредных привычек. А здоровье людей - это здоровый народ, процветающая страна.

Вопросы:

Изменилось ли Ваше отношение к сквернословию?

Трудно ли будет отказаться от вредной привычки? (Ответы детей.)

Приложение 1

Приложение 2

Категория: Внеклассные мероприятия | Добавил: centr_obrazovanya (08.12.2017)
Просмотров: 1294